Приложение. Правописание приложений и пунктуация при них Тире в приложении по розенталю

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ТЕМАМ:

1."Словосочетание"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении словосочетания? Зависит ли строение от значения?

б) Бывают ли синонимичные словосочетания?

2."Предложение"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении предложения?

б) Что называется грамматической основой предложения?

в) Как делятся предложения по цели высказывания? Что называется восклицательным предложением? Как объяснить, что впредложенииПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ

ВСЕЙ ПРАВДЫ?! стоят два знака препинания?

г) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

д) Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? Как делятся предложения по наличию -отсутствиювторостепенных

членов?

е) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, адвусоставные -нераспространенными?

3."Двусоставные предложения"

а) Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличаются

распространенные предложенияотнераспространенных?

б) Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.

в) Какие виды сказуемого вы знаете? Как выражается в каждом грамматическое и лексическое значение? Приведите примеры.

г) Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры.

д) На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждомвторостепенном члене. Приведите примеры.

е) Чем отличаются согласованные определенияотнесогласованных?Приведите примеры.

ж) Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

з) Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.

4."Односоставные предложения"

а) Какие односоставные предложения вы знаете?

б) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

в) Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

г) Где чаще употребляются назывные предложения?

д) Чем отличаются неполные предложения от односоставных?Могут ли быть односоставные предложения неполными? Приведите примеры.

5."Предложения с однородными членами"

а) Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

б) Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.

в) Как можно различить однородные и неоднородные определения? Приведите примеры.

г) Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

д) При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

е) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

6."Предложения с обособленными членами"

а) Какие члены предложения называются обособленными?

б) В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

в) Расскажите о пунктуации при однородных приложениях. Приведите примеры.

г) В каких случаях обособляются деепричастные обороты и одиночные деепричастия? Приведите примеры.

д) Расскажите об обособлении существительных с предлогами. Приведите примеры.

е) Для чего служат уточняющие члены предложения? Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?

Тема данного урока - «Правописание приложений и пунктуация при них», в ходе урока рассматриваются случаи обособления приложений с помощью запятой и с помощью тире.

Тема: Второстепенные члены предложения

Урок: Правописание приложений и пунктуация при них

Приложение - это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Володя (им. п.), семнадцатилетний юноша (им. п.), сидел в беседке (по А. Чехову).

Приложения, состоящие из одного слова, называются нераспространенными (одиночными), а состоящие из нескольких слов - распространенными . В примере, который мы привели, приложение распространенное.

В нераспространенных приложениях

пишется дефис, если

не пишется дефис

это научные термины:

бабочка-капустница

рак-отшельник ;

у нарицательных существительных родовое понятие следует за видовым:

дерево береза , цветок ромашка ;

после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:

Иван-царевич ;

первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин:

гражданин, наш брат (=я и мне подобные)

гражданин милиционер , наш брат студент ;

это название специальностей:

врач-терапевт , ученый-филолог ;

первое существительное можно заменить прилагательным:

трус заяц - трусливый заяц;

приложение - имя собственное:

Астрахань -город;

имя собственное стоит после нарицательного:

река Москва .

указывает на возраст, национальность, родство:

солдат-украинец , бабушка-чешка .

Приложения могут быть необособленными и обособленными .

Не обособляются нераспространенные приложения, относящиеся к именам собственным, если стоят перед определяемым существительным: На шум прибежала из барышниных комнат горничная Дуняша (А. Куприн).

Распространенные приложения

обособляются запятыми

стоящие после определяемого слова — существительного или местоимения;

Вспомнилась маленькая девочка, племянница Спирьки (В. Шукшин).

стоящие перед определяемым словом распространенные приложения выделяются запятыми, если имеют, кроме определительного значения, еще и обстоятельственный оттенок;

Добрый и отзывчивый человек, новый учитель быстро завоевал уважение и любовь учеников.

если относятся к личным местоимениям.

Мещанин по происхождению, выучившийся грамоте в келье монастыря, он, разумеется, не читал «светских» книг, бывших у нас в библиотеке.

тире

если в приложении повторяется то же слово, что и определяемое;

Но он [страх] явился уже в новой форме в форме тоскливой, ожидающей, неотвязной боязни (М. Горький).

если приложение стоит в конце предложения;

Наконец появился и механик молодой парень , еще не снявший институтского значка (В. Распутин).

если приложение достаточно распространено;

Беллетрист Бескудников тихий, прилично одетый человек с внима- тельными и в то же время неуловимыми глазами вынул часы (М. Булгаков).

если приложение имеет значение уточнения или пояснения;

Рязанцев и Зоя его жена были из одного класса (С. Залыгин).

Обратите внимание на более сложные случаи обособления.

Обособляются тире приложения, выраженные именами собственными и относящиеся к нарицательным существительным (имеют уточняющий характер и располагаются после определяемых слов);

Жене его — Алевтине — не очень хотелось летом в деревню (В. Шукшин).

обособляются запятыми нераспространенные приложения, выраженные нарицательными существительными и стоящие после определяемого слова, уже имеющего определения;

Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился (Л. Толстой).

А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся (А. Фадеев). Ср. А враги - дурни думают...

обособляются запятыми приложения, имеющие при себе присоединяющие их слова (по имени , по фамилии , по прозвищу , по происхождению , родом и др.), а также союзы как (при усложнённости причинным значением) и или (при пояснительном значении).

У дяди Николая Успенского был сын - гимназист, по имени Глеб (К. Чуковский).

Он, как инженер, должен быть руководителем стройки (будучи инженером, должен руководить) -приложение.

Приложения отделяются одиночным тире:

(второе тире поглощается другим знаком или опускается):

если приложение относится к одному из однородных членов предложения:

На собрании выступили слесарь, тракторист мой брат, агроном и сельский учитель.

при наличии ряда стоящих впереди определяемого слова однородных приложений:

Современник Льва Толстого, Чехова и Горького, Н.Рериха и Рахманинова, страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей, с веком, с современниками.

если приложение относится к ряду однородных определяемых слов;

На пушкинский праздник в Михайловское приехали поэты, прозаики и драматургимосквичи .

если по условиям контекста после приложения стоит запятая;

Проходя вдоль своего вагона нашего временного жилища , увидели мы в окне знакомую физиономию (тире поглощается запятой, отделяющей деепричастный оборот).

если приложение имеет более конкретное значение в сравнении со значением определяемого слова:

Источник силы от матери родной земли представляется для всех источником важным и целебным (второе тире опущено).

В особых случаях приложения, распространенные и нераспространенные, могут отделяться точкой (при расчленении предложения): Дом скромно жмурился и покорно уходил в землю между глухими торцами двух панельных сооружений. Достопримечательность, путевая веха, память детства и добрый приют людей (В. Астафьев).

При сочетании приложений возможно сочетание знаков (запятых и тире ): По ночам часто плакал во сне пес, по прозванию Фунтик, — маленькая рыжая такса (К. Паустовский).

1.Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

3. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

1. Расставьте знаки препинания:

В «Последнем сроке» от нас вот так ушла старуха Анна в «Прощании с Матёрой» Матёра остров на реке Ангаре (С. Залыгин).

Наконец появился и механик молодой парень еще не снявший институтского значка (В. Распутин).

Пахнет дождем нежным и вместе с тем острым запахом влаги сырых садовых дорожек (К. Паустовский).

Вон она хищница подводного мира плещется на вешнем льду (В. Астафьев).

Они мать и обе дочери были дома (А. Чехов).

Они очень разные эти строки они противостоят друг другу (С. Залыгин).

Какая она была твердая и ласковая эта невысокая довольно полная женщина (С. Залыгин).

2. Выполни тесты «Обособление приложений» ().

1. Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже —-впереди него): Старуха, Тришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были ещё живы (С.-Щ); Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его (Л. Т.); Наследник блестящего дворянства и грубого плебеизма, буржуа соединил в себе самые резкие недостатки обоих, утратив достоинства их (Герц.); Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят Казацкие курганы (Сурк.).

Обособляются также конструкции типа: Выступал постановщик фильма, он же исполнитель одной из ролей, Эльдар Рязанов (Газ.).

2. Обособляется одиночное (нераспространенное) приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое слово имеет при себе пояснение: Он остановил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона (Т.); Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Г.).

При одиночном существительном нераспространенное приложение обособляется с целью усилить его смысловую роль, не дать ему интонационно слиться с определяемым словом: Отца, пьяницу, кормила с малых лет, и сама себя (М. Г.); Девочка, умница, сразу догадалась, куда спрятали книгу.

Примечания: 1. Одиночное приложение обычно присоединяется к нарицательному существительному посредством дефиса: город-герой; гвардейцы-миномётчики; девочки-подростки; зима-волшебница; инженер-конструктор; рабочие-новаторы; мороз-воевода; отец-покойник (но: отец протоиерей ); паны-шляхтичи (но: пан гетман ); самолёт-бомбардировщик; сосед-музыкант; сторож-старик (но: старик сторож ); студент-отличник (но: студенты отличники учёбы… — неоднородные приложения; см. § 11, п. 2) , учёный-биолог; учитель-француз.

2. Возможно дефисное присоединение приложения при наличии пояснительного слова (определения), которое по смыслу может относиться:

1) ко всему сочетанию: известный экспериментатор-изобретатель; ловкий акробат-жонглёр;

2) только к определяемому слову: демобилизованный офицер-ракетчик; оригинальный художник-самоучка; моя соседка-педагог;

3) только к приложению: женщина-врач с большим стажем.

В этих случаях обычно возможна двоякая пунктуация; ср.: Лекцию прочитает известный профессор-химик. Лекцию прочитает известный профессор, химик.

3. Дефис пишется после имени собственного (чаще всего — географического названия, выступающего в роли приложения при родовом наименовании): Москва-река, Ильмень-озеро, Казбек-гора, Астрахань-город (но при обратном порядке слов: река Москва, озеро Ильмень, гора Казбек, город Астрахань; выражения типа матушка-Русь, матушка-земля имеют характер устойчивых сочетаний).

После собственного имени лица дефис ставится только в случае слияния определяемого существительного и приложения в одно сложное интонационно-смысловое целое: Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший (но: Катон Старший — прозвище исторического лица, Марк Порций Катон Младший, или Утический — перевод прозвища с латинского языка).

4. Дефис не пишется:

1) если предшествующее однословное приложение может быть по значению приравнено к определению-прилагательному: красавец мужчина (ср.: красивый мужчина ), старик отец, гигант завод (но: завод-гигант ), бедняк сапожник, богатырь всадник, крошка сиротка, хищник волк, искусник повар.

Следует, однако, заметить, что приложение-существительное может по смыслу отличаться от определения-прилагательного; так, в предложении Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу башмачника (Т.) сочетание пьяница башмачник (постоянный признак) не то же, что пьяный башмачник (временный признак);

2) если в сочетании двух нарицательных существительных первое обозначает родовое понятие, а второе — видовое: цветок хризантема, дерево эвкалипт, гриб подосиновик, птица зяблик, попугай какаду, обезьяна макака, краска серебрянка, газ углерод, нитки мулине, ткань нейлон, леденцы монпансье, суп харчо.

Но если такое сочетание образует сложный научный термин (вторая часть не всегда служит самостоятельным видовым обозначением), название специальности и т. п., то дефис пишется: заяц-русак, птица-лира, ястреб-тетеревятник, жук-олень, жук-носорог, жук-плавунец, рак-богомол, рак-отшельник, мышь-полёвка, бабочка-капустница, врач-терапевт, слесарь-инструментальщик, преподаватель-математик, химик-органик, художник-пейзажист, монах-доминиканец;

3) если определяемое существительное или приложение само пишется через дефис: женщины-врачи хирурги, инженер-строитель проектировщик, слесарь-котельщик монтажник, техник-механик конструктор, Волга-матушка река, герой лётчик-истребитель.

Но в отдельных терминах — два дефиса: капитан-лейтенант-инженер, контр-адмирал-инженер;

4) если при определяемом существительном имеются два нераспространенных приложения, соединенных союзом и: студенты филологи и журналисты; депутаты консерваторы и либералы; то же, если при двух определяемых существительных имеется общее приложение: студенты и аспиранты филологи.

В терминологических сочетаниях используется в этих случаях так называемый висячий дефис: агрономы- и механизаторы-хлопководы (т. е. агрономы-хлопководы и механизаторы-хлопководы; приложением является второй компонент сложного существительного, дефис пишется после первого компонента); инженер-механик, -металлург, -электрик (общий компонент — первая часть сложения, дефис пишется перед второй частью) ;

5) если первым элементом сочетания являются слова гражданин, господин, наш брат, ваш брат, товарищ (в значениях ‘я и мне подобные’, ‘вы и вам подобные’): гражданин судья, господин посланник, наш брат студент.

5. Обособляется приложение, стоящее после имени собственного: Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке (Г.); Сергей Никанорыч , буфетчик, налил пять стаканов чаю (Ч.); Безродный человек Маркуша, дворник, сидя на полу, строгал палочки и планки для птичьих клеток (М. Г.).

Приложение, стоящее перед именем собственным, обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Коч.) — ср.: Будучи упрямцем во всём… (с причинным значением); Прославленный разведчик, Травкин остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече (Каз.) — ср.: Хотя он был прославленным разведчиком… (с уступительным значением).

Но без добавочного обстоятельственного значения: Поручик царской армии Василий Данилович Дибич пробирался из немецкого плена на родину (Фед.).

6. Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если поясняет либо уточняет-нарицательное существительное (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то есть, а зовут его ): Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Т.); Отец мой, Клим Торсуев, известный мыловар, был человек тяжёлого характера (Ж. Г.); А братья Ани, Петя и Андрюша, гимназисты, дёргали отца сзади за фрак (Ч.); Четвёртый сын ещё совсем мальчик, Вася (Пауст.); У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца, Милка (Л. Т.) [см. § 23, п. 1] .

Примечание. Во многих случаях возможна двоякая пунктуация, в зависимости от наличия/отсутствия пояснительного оттенка значения и соответствующей интонации при чтении. Ср.:

Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук (Г.); Елизавета Алексеевна поехала погостить к брату, Аркадию Алексеевичу ; Он сына моего, Борьку, напомнил (есть только один брат, один сын; если бы было несколько, то при выражении той же мысли собственное имя не следовало бы обособлять);

Вошла её сестра Мария; Сегодня я и друг мой Серёжа уезжаем на юг; Выступал староста группы Коля Петров; По дороге нам встретился главный инженер Жуков.

7. Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с дополнительным значением причинности), а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово): Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому (Гонч.); Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного украшения (Ш.); Леонтьев увлёкся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал (Пауст.); Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренно полюбил Лаврецкого (Т.); …Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привёл батальон к задним дворам той улицы (Сим.); Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка (Т.); Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти (П.).

Но (без интонации обособления): Завёл он себе медвежонка по имени Яша (Пауст.); Пригласили врача по фамилии Медведев.

Примечание. Если союз как имеет значение ‘в качестве’, то присоединяемый им оборот не обособляется: Полученный ответ рассматривается как согласие (Аж.) [см. § 42, п. 4] .

Не обособляется и приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Фед.).

8. Всегда обособляется приложение при личном местоимении : Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (П.); Доктринёр и несколько педант, он любил поучительно наставлять (Герц.); Мне , как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке (Ч.); Ещё вчера беглецы; они сегодня становились изгнанниками (Фед.); Вот оно, объяснение (Л. Т.).

В зависимости от характера интонации, наличия/отсутствия паузы после местоимения 3-го лица (в указательной функции) с предшествующей частицей вот возможна двоякая пунктуация; ср.:

Вот они, заячьи-то мечты! (С.‑Щ.); Вот они, работнички! (Троеп.);

Вот она действительность-то (С.-К); Вот она гордость-то (Горбун.); Вот оно торжество добродетели и правды (Ч.).

При следовании указательной частицы вот с местоимением за существительным запятая не ставится: Весна-то вот она, на дворе (Пол.).

9. Обособляется приложение, которое относится к отсутствующему слову в данном предложении, если это слово подсказывается контекстом: Ты держи его, держи, а то уйдёт, анафема (Ч.; имеется в виду налим); «Сумасшедшего хоронят». — «А-а! Тоже отжил, голубчик, своё» (Фед.); Так и нужно. В другой раз пусть не фискалит, каналья (Купр.). Отсутствующее местоимение может подсказываться личной формой глагола-сказуемого: Никогда, грешница, не пью, а через такой случай выпью (Ч.). [См. также § 18, п. 7. ]

10. При обособлении приложений вместо запятой употребляется тире :

1) если перед приложением можно вставить слова а именно (без изменения смысла): В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь квартиры Серафимы (Ж. Г.); Она зарисовала древние светильники с гербом города Ольвии — орлом, парящим над дельфинами (Пауст.); На суховатом лице Нечаева, с мягким мальчишеским лбом, остались следы ожогов — два белых незагорающих пятна (Н. Чук.);

2) перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность приложения либо дается разъяснение: Я не слишком люблю это дерево — осину (Т.); В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах совершенный медведь (Г.); Путь мой шёл мимо бердской слободы — пристанища пугачёвского (П.); Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд — глубокую яругу, заросшую бурьяном (Бун.); В лабазах в два ряда зияли широченные круглые ямы — деревянные чаны, глубоко врытые в землю (М. Г.); Выручил его велосипед — единственное богатство, накопленное за последние три года работы (Фел); На маяке жил только сторож — старый глухой швед (Пауст.); Стоял чудесный апрельский день — лучшее время в Арктике (Горб.); Она первым делом отправилась в ссудную кассу и заложила там кольцо с бирюзой — единственную свою драгоценность (Ч.); В марсианской почве содержится перекись водорода — яд для живого; Каждая Олимпиада не только называет чемпионов, но и выдвигает спортивных героев — правофланговых мирового спорта (Газ.);

3) для выделения (с двух сторон) приложения, носящего характер пояснения: Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей покрывала жидкою сетью поля и нивы (Г.); Лёгкие судороги — признак сильного чувства пробежали по его широким губам (Т.); Смотритель ночлежки — отставной солдат скобелевских времён шёл следом за хозяином (Фед.); Память об Авиценне — выдающемся учёном-энциклопедисте, борце за разум и прогресс дорога для всего человечества (Газ.); Ловили рыбу бреднем — маленьким неводом да вёршами-ловушками; Достали глубиномер — гирьку на длинной бечёвке и промерили глубину; Он — инвалид — продолжал работать и помогать другим.

Примечание. Одно тире (первое или второе) опускается:

1) если по условиям контекста после обособленного приложения ставится запятая: Если бы он привлёк к решению вопроса свой прибор — весы, то понял бы источник ошибки; Используя специальное устройство для дыхания человека под водой — акваланг, можно погружаться на глубину в десятки метров; Среди актёров передвижной труппы Сергея Эйзенштейна были юноши , впоследствии ставшие известными кинорежиссёрами, Григорий Александров, Иван Пырьев, а также актёр Максим Штраух (Газ.);

2) если приложение выражает конкретное значение, а предшествующее определяемое слово имеет общее или образное значение: На совещании министров иностранных дел стран — членов Организации американских государств выступил министр иностранных дел Кубы (Газ.); Прилетели сюда первые ласточки — наши спортсмены для участия в парусных гонках; Высшая награда Французского института океанографии за выдающиеся океанографические работы медаль в память Альберта I принца Монакского присуждена видному учёному Л. А. Зенькевичу (Газ.);

3) если приложение стоит перед определяемым словом: Один из аутсайдеров чемпионата страны — спортсмены клуба «Фили» одержали третью победу подряд (Газ.); Глашатай лесов — кукушка известила всех о событии;

4) для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения: В оранжерее разводились магнолии, камелии — цветы Японии, орхидеи и цикламены; За столом сидели хозяйка дома, её сестра — подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я; Я начал говорить об условиях, о неравенстве, о людях — жертвах жизни и о людях — владыках её (М. Г.).

Однако, если возможно двоякое толкование фразы, ставится и второе тире: Над проектом работали конструктор, инженер — специалист по связи — и радист (при отсутствии второго тире получится, что инженер был одновременно и радистом);

5) при отделении стоящих перед определяемым словом однородных приложений от определяемого слова: Величайший наш поэт, основоположник русского литературного языка, крупнейший представитель национальной литературы — Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития России (при чтении после однородных приложений делается пауза);

6) если приложение поясняет другое приложение: Все м ы, воспитатели — учите ля - и родители, — должны учитывать возрастные особенности в общении с детьми;

7) если приложение относится к двум или более предшествующим существительным и при чтении отделяется от них паузой: Приехала делегация поэтов, прозаиков и драматургов — москвичей (при отсутствии паузы тире может быть опущено; см. выше, п. 4);

8) если приложение значительно распространено и имеет внутри себя запятые: Всестороннее изучение грузинской народной архитектуры — искусства многогранного, сложившегося под влиянием своеобразных природных условий, несущего на себе печать различных эпох и экономических формаций с их социальными противоречиями, поможет выявить лучшие, прогрессивные черты народного творчества (Газ.) [ср. выше, п. 10];

9) в конструкциях типа: Эрнани — Горев плох, как сапожник (Ч.); Чацкий — Качалов был неподражаем.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

Информационный блок содержит систематизированные и обобщённо-теоретические сведения по русскому языку за курс 8 класса , создает возможность успешно подготовиться к зачетам, контрольным диктантам, словарным диктантам, получить дополнительную оценку, выполнив задания по карточке или тесты. Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку.

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003г.

В 8 классе по русскому языку изучаются следующие разделы:

1.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3.ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4.ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

6.НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

7.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

8.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, МЕЖДОМЕТИЯМИ

9.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

10.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

11.СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ:

контрольных диктантов-5

контрольных словарных диктантов - 4

изложений-4

сочинений-4

зачетных работ - 8

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ТЕМАМ:

1."Словосочетание"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении словосочетания? Зависит ли строение от значения?

б) Бывают ли синонимичные словосочетания?

2."Предложение"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении предложения?

б) Что называется грамматической основой предложения?

в) Как делятся предложения по цели высказывания? Что называется восклицательным предложением? Как объяснить, что в предложении ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ

ВСЕЙ ПРАВДЫ?! стоят два знака препинания?

г) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

д) Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? Как делятся предложения по наличию - отсутствию второстепенных

е) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, а двусоставные -нераспространенными?

3."Двусоставные предложения"

а) Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличаются

распространенные предложения от нераспространенных?

б) Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.

в) Какие виды сказуемого вы знаете? Как выражается в каждом грамматическое и лексическое значение? Приведите примеры.

г) Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры.

д) На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

е) Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.

ж) Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

з) Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.

4."Односоставные предложения"

а) Какие односоставные предложения вы знаете?

б) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

в) Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

г) Где чаще употребляются назывные предложения?

д) Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными? Приведите примеры.

5."Предложения с однородными членами"

а) Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

б) Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.

в) Как можно различить однородные и неоднородные определения? Приведите примеры.

г) Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

д) При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

е) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

6."Предложения с обособленными членами"

а) Какие члены предложения называются обособленными?

б) В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

2. Указать окончание и основу.

3. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных

словах и соединительные гласные.

4. Указать корень (или корни в сложных словах).

Порядок словообразовательного разбора.

1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное

(с учётом лексического значения).

2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т. д.

образовано данное слово.

2) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко.

3) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая.

1. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос:

2. Определение правильно указано в предложении:

1) Поездки верхом очень занимали меня.

2) Его охватила волна воспоминаний.

3) Каждое слово раздавалось где-то внутри его, как удар в большой барабан.

3. Определение, выраженное прилагательным, есть в предложении:

1) Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан.

2) А между тем Петино сердце тосковало.

3) Обезумевшие лошади бешено рванули и понеслись по шоссе.

4. Определение, выраженное причастием, есть в предложении:

1) Вчерашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились.

2) Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне.

3) В поредевшем лесу далеко видна дорога.

5. Согласованное определение есть в предложении:

1) Обычай ездить к соседям не нами выдуман.

2) Одинокий тюлень остался дремать на месте.

3) Как сладостно журчат в густом вишеннике кроткие горлинки!

6. Несогласованное определение есть в предложении:

1) В рёве ветра слышатся тяжёлые стоны.

2) Среди нас не было человека деятельнее Михаила.

3) Мне понравились прогулки на велосипедах .

Продолжите предложение .

1. Приложение – это определение, выраженное …

Обведите номера правильных ответов.

2. Приложение есть в предложении:

1) Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна.

2) Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен.

3) Царь Салтан сидит в палате.

3. Выделенное слово является приложением в предложении:

1) Люди с бакенбардами стояли и курили трубки.

2) Деревня Горки стояла на высоком берегу реки.

3) Чижа захлопнула злодейка- западня.

4. Несогласованное приложение есть в предложении:

1) Я узнал об этом из газеты «Известия».

2) Камердинер подал ему башмаки с красными каблуками.

3) Старик сторож поднялся на колокольню.

5. Имя собственное является приложением в предложении:

1) Первое моё серьёзное знакомство с озером Байкал состоялось в пешем походе.

2) Мы добирались почти сутки на древнем пароходе «Комсомолец».

3) Поэт своё детство провёл на берегу Волги.

6. Дефис пропущен в предложении:

1) Дорога шла по крутому берегу реки Урал.

2) Сестрички кунички по ёлкам бегают.

3) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

Продолжите предложение.

1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который …

Обведите номера правильных ответов.

2. Обстоятельство есть в предложении:

1) В рёве ветра слышались стоны, визг и тихий смех.

2) Метель к вечеру расходилась всё сильнее.

3. Выделенное слово является обстоятельством в предложении:

1) Говорить с ним было бесполезно.

2) Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё.

3) Сознаюсь, не очень люблю городских сизяков-голубей.

4. Обстоятельство образа действия есть в предложении:

1) Я проснулся поутру довольно поздно.

2) Впереди роты, прихрамывая, шёл командир.

3) Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

5. Обстоятельство времени есть в предложении:

1) Я хотел засветло попасть в село Святое.

2) Я сидел неподвижно и глядел с изумлением и усилием.

3) Несмотря на слово, данное Ипатову, Владимир Сергеевич решил обедать дома.

1) Ветер за стенами дома бесился как старый озябший голый дьявол.

2) Около получаса шёл я так с трудом переставляя ноги.

3) Знания опекают, как мать, учат добру, как отец.

Продолжите предложение.

1. Второстепенные члены предложения – это …

Обведите номера правильных ответов.

2. Выделенное слово является подлежащим в предложении:

1) Бедность не порок.

2) С деревьев что-то тихо сыпалось.

3) Однажды в будний день поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

3. Сказуемое является составным глагольным в предложении:

1) Я мог бродить по городу часами.

2) Все просили её спеть что-нибудь.

3) Мы пришли поговорить о предстоящей поездке.

4. Именная часть сказуемого выражена причастием в предложении:

1) Он был свидетель умилённый её младенческих забав.

2) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.

3) Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

5. Выделенное слово является дополнением в предложении:

1) Я очень люблю названия маленьких рек и речушек.

2) Весной и летом, осенью и зимой интересно наблюдать природу.

3) Друзья попросили меня позаботиться об их собаке.

6. Прямое дополнение есть в предложении:

1) Я по глупости моей счастья своего удержать не умела.

2) Облачко обратилось в белую тучу.

3) Всю ночь скиталась рысь по лесу.

7. Выделенное слово является определением в предложении:

1) Все мои надежды разрушились.

2) На столе горела лампа без стекла.

3) Впереди шли семеро ребят.

8. Несогласованное определение есть в предложении:

1) Сейчас происходило что-то необычное.

2) Одинокая капля дождя отвесно упала в воду.

3) Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее.

9. Приложение есть в предложении:

1) Старик горец возвращался в аул поздним вечером.

2) Рассветы на Байкале – это что-то удивительное.

3) Мы пошли на вал – возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.

10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Корень учения горек, а плоды его сладки.

2) Ум – одежда, которая никогда не износится.

3) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.

1) Едва заметно, как капли серебряной воды блестели первые звёзды.

2) Зелёный луг как чудесный сад пахуч и свеж в часы рассвета.

3) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, как кудри, завила.

Обведите номера правильных ответов.

1. Двусоставным является предложение:

1) На утреннем рассвете старый маленький пароход тихо плыл по Ладожскому каналу.

2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной.

3) Смотришь на летящую над травой птицу и удивляешься ловкому её полёту.

1) Бездонную бочку водой не наполнишь.

2) Кругом было тихо.

3) Заря уж давно румянилась на небе.

3. Правильно выделен главный член предложения:

1) Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата.

2) Озвереешь от такой жизни.

3) На дворе ещё чуть брезжило.

4. Правильно определена грамматическая основа предложения:

1) Уже совсем потемнело.

2) Ей страшно захотелось пить.

3) У стены стояло восемь человек.

5. Сказуемое является главным членом односоставного предложения:

1) Начало холодать.

2) Вот мой дом.

3) Нам надо работать.

6. Распространённым является предложение:

1) Не спится.

2) Нам пора ехать.

3) Никто не будет ждать.

Продолжите предложение.

1. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) На этот раз мальчик был с нами.

2) Стану сказывать я сказки, песенку спою.

3) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день.

1) Граждане, своевременно оплачивайте проезд.

2) Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?

3) Коля, принеси, пожалуйста, мне книгу.

4. Определённо-личным является предложение:

1) Что же вы все смеётесь?

2) Об этом нельзя было и думать.

3) Не позволяй душе лениться.

5. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Люблю (изъявит. накл., наст. вр., 1-е л., ед. ч.) тебя, Петра творенье.

2) Возьмёмся (изъявит. накл., наст. вр., 1-е л., мн. ч.) за руки, друзья!

3) Принеси (повел. накл., 2-е л., ед. ч.) мне поскорее зонт.

6. Главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения в предложении:

1) Ну, дружок, пойдём со мной!

2) Не говори мне о плохом.

3) Скоро пойдёшь домой?

Продолжите предложение.

1. Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения …

2. Односоставным является предложение:

1) Вам бы здесь до осени пожить.

2) Плыть ночью по реке хорошо.

3) Что пишут в газетах?

3. Правильно указана грамматическая основа предложения:

1) Что слушаешь.

2) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3) Вам передали билет на поезд?

4. Неопределённо-личным является предложение:

1) Вам кто-то передал газету.

2) Газеты приносят два раза в день.

3) Проверьте, пожалуйста, диктант.

5. Правильно определена форма члена предложения:

1) На улице шумят (изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.).

2) Книги уже принесли (изъявит. накл., прош. вр., мн. ч.).

3) Вам позвонят (изъявит. накл., будущ. вр., 3-е л., мн. ч.) завтра.

6. Главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени:

1) Вас просят к телефону.

2) Нас позвали к столу.

3) Вас скоро пригласят.

Продолжите предложение.

1. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) Завтра похолодает.

2) Замолкает город.

3) Вам не видать таких сражений.

1) Бойца ранили.

2) Боец ранен.

3) Бойца ранило.

4. Безличным является предложение:

1) Не говори мне о плохом.

2) Меня знобит.

3) О прогулках нельзя было и думать.

5. Правильно указан главный член безличного предложения:

1) Следует позаботиться о пациентах.

3) Надо чаще повторять пройденное.

6. Главный член является составным глагольным в предложении:

1) Мне нужно позвонить домой.

2) Дорогу размыло водой.

3) Его уже не было во дворе.

Продолжите предложение.

1. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) Сильно морозит.

2) Сильный мороз.

3) Стоит сильный мороз.

3. Правильно выделена грамматическая основа предложения:

1) Дело словом не заменишь.

2) Какой дом!

3) Вот бы было лето!

4. Назывным является предложение:

1) Ну и погода!

2) Здесь жарко.

3) Какая ночь!

5. Правильно выделен главный член назывного предложения:

1) За окнами душное лето .

2) Да, вот наш дом.

3) Какой туман!

6. Допущена пунктуационная ошибка в предложении:

1) Утром холодно ветер и солнце.

2) Вот и солнце, а до обеда было пасмурно.

3) Над горами бледно-зелёное светлое немое небо.

Обведите номера правильных ответов.

1.Двусоставным является предложение:

1) Вернусь через час.

2) Вернитесь через час.

3) Все вернулись через час.

2. Односоставным является предложение:

1) Необходимо платить за квартиру вовремя.

2) Пришлось пойти в магазин за хлебом.

3) Кто-то постучал в окно.

3. Правильно указаны главные члены предложения:

1) Прощайте, братцы!

2) Сегодня, добрые друзья, повеселю вас новой сказкой.

3) Какая ужасная погода!

4. Главным членом является сказуемое в односоставном предложении:

1) Идти было трудно.

2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной недавно.

3) Какой сегодня хороший день!

5. Определённо - личным является предложение:

1) Пришли мне, пожалуйста, новые книги.

2) Недавно мне прислали новые книги.

3) Надо послать ему новые книги.

6. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Поскорее надень (повел. накл., 2-е л., ед. ч.) пальто.

2) Эту книгу перечитываешь (изъявит. накл., наст. вр., 2-е л., мн. ч.) с наслаждением.

3) Читайте (повел. накл., 2-е л., мн. ч.) больше книг.

7. Неопределённо-личным является предложение:

1) Вас просят к телефону.

2) Вам передали приглашение на вечер?

3) Из окна сильно дуло.

8. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) В окно тихо стукнули (изъявит. накл., прош. вр., 3-е л., мн. ч.) .

2) В нашем районе скоро откроют (изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., мн. ч.) новую школу.

3) За дверью бойко говорили (изъявит. накл, прош. вр., мн. ч.) по-русски.

9. Безличным является предложение:

1) У него ломит ноги.

2) Мне хочется повидаться с вами.

3) Полезно купаться в море.

10. Правильно выделен главный член безличного предложения:

1) Мне надо встретиться с друзьями.

2) Об этом нельзя и думать.

3) Можно было бы пригласить его к нам.

11. Главный член является составным глагольным в предложении:

1) Надо поехать на дачу полить цветы.

2) Нам было отказано.

3) Мне необходимо написать статью к концу месяца.

12. Назывным является предложение:

1) Какая тишина!

2) Сегодня можно пойти в лес.

3) Жаль возвращаться домой.

13. Неполным является выделенное предложение:

1) Он смотрел с любопытством, она – с торжеством.

2) Движение – это жизнь, а жизнь без движения пуста.

3) Илюша – к воротам, но из окна послышался голос матери.

Продолжите предложение.

1. Однородные члены выражаются …

Обведите номера правильных ответов.

2. Однородные члены есть в предложении:

1) Мал золотник, да дорог.

2) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.

3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

3. Однородные члены правильно выделены в предложении :

1)Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Встречались женщины с корзинами на головах, солдаты на повозках, скрипящие арбы на буйволах.

3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

4. Однородные дополнения есть в предложении:

1) В детстве видел я в окнах своего дома небо, птиц, аллеи.

2) С гордостью, с любовью, с восторгом говорили о победителях соревнований.

3) Я лежу и улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю.

5. Однородные определения есть в предложении:

1) Глаза у нас то синие, то карие, то чёрные.

2) Короткие сумерки быстро сменились чудною, ласковою тропической ночью.

3) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый, протяжный звук.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Яркий майский день заиграл всеми своими, голубыми, сиреневыми и зелёными красками.

2) Сильный, порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.

3) За окном золотом сиял осенний, погожий, холодный день.

Обведите номера правильных ответов.

1. Союз и соединяет однородные члены в предложении(ях):

1) Светлые полосы от огня и чёрные тени ночи плясали вокруг костра.

2) Непрекращающийся дождь и постоянная прибыль воды в реке очень беспокоили наших проводников.

3) Сумерки приближались, и надо было торопиться.

2. Между однородными членами противительный союз в предложении:

1) Лист в лесу сочен, густ и зелен.

2) Нам нужно сажать лес не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства.

3) Звёзды высоко, но неярко блестели на небе.

3. Между однородными членами соединительный союз в предложении(ях):

1) На мельнице и стук и гром.

2) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не шевелится.

3) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении(ях):

1) В походе надо сообразовываться не столько с силами людей, сколько с силами вьючных животных.

2) Многие птицы уничтожают не только насекомых, но и грызунов.

3) Дуб, берёза, ясень и ива росли то группами, то в одиночку.

5. Однородные члены разделяются запятыми в предложении(ях):

1) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок.

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.

3) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении(ях):

1) Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась, и засверкала росой.

2) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом, да жужжанием насекомых.

3) Глубоко-глубоко отражались в пруду берег и вечернее небо, и белые полоски облаков.

Обведите номера правильных ответов.

1.Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:

1) Среди птиц насекомых в сухой траве в воздухе везде чувствовалось приближение осени.

2) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

3) Ни вершины ни снега ни даже облака ничто не отражалось в гладкой поверхности озера.

2. Правильно подчёркнуто обобщающее слово в предложении:

1) Повсюду : в кустах, в траве – запели, зачирикали птицы.

2) Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.

3) Восход полыхал и озарял всё : сосны, утёс, реку и облака.

3. Пропущено двоеточие в предложении:

1) Проносившиеся мимо поля, рощи, деревни всё было окутано сиреневатою дымкой.

2) От зноя всё стало жёлтым и небо, и поля, и воздух.

3) Улыбку, смех, и радость, и печаль я всё забыл.

4. Пропущено тире в предложении:

1) Ничего здесь нет для ума ни гимназии ни библиотеки ни театра.

2) Всё это: и ночь, и даль, и горы, и звёзды казалось мне исполненным невиданной прелести.

3) Ни дерево, ни вода ничто не шелохнётся.

1) Милым казалось всё: и лес и речушки.

2) Охота с острогою требует трёх условий: тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды.

3) Все породы деревьев смолистых как-то: сосна, ель, пихта и прочие – называются «красным лесом».

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Всё кругом ещё спало утренним мёртвым сном.

2) Девичье личико и солнце тени и быстрая речка – всё было прелестно в это милое утро.

3) И горы, и долины, и луга, и леса – всё залито солнечным светом.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленный член есть в предложении:

1) Савельич от меня не отставал не прерывая жалобных своих молений.

2) Вдруг я увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков вооружённых дубинами.

3) Не зная пароля я хотел молча проехать мимо них.

2. Обособленное определение есть в предложении:

1) Войдя в комнату человек изо всех сил стукнул посохом по полу.

2) Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.

3) Над нивами вился лёгкий парок наполнявший воздух запахом оттаявшей земли.

3. Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложении:

1) Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.

3) Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал часть горизонта.

4. Обособленное определение выражено прилагательным с зависимым словом в предложении:

1) Тихая ночь вся золотистая от полумесяца мешалась с тонким светом зари.

2) Прохваченный ночной свежестью холодный воздух заставлял вздрагивать.

3) В стороне обращённой в поле на правом углу стояла башня построенная очень давно.

5. Обособленное определение выражено прилагательными в предложении:

1) Это была прямо русская душа правдивая честная простая.

2) Одарённый необычайной силой Герасим работал за двоих.

3) Подошёл маленький поезд из пустых товарных вагонов.

6. Распространённое определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих как алмаз седой незыблемый Кавказ.

2) Усталый и зноем томимый он в роще дубовой прилёг.

3) Бежит он дикий и суровый и звуков и смятенья полн на берега пустынных волн.

Обведите номера правильных ответов.

1.Обособленное определение относится к личному местоимению в предложении:

1) В седьмом часу вечера пыльные и усталые мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости.

2) Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного.

3) Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

2. Обособленное определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Лес зелёный кругом молодой и росистый.

2) В длинном своём платье со шляпой на голове вышла она в переднюю.

3) Погружённый в свои мысли Чечевицын ничего не ответил.

3. Причастный оборот не обособляется в предложении:

1) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты.

2) Солнце блистало на только что распустившейся листве.

3) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наложенные чёрным виноградом .

4. Определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется в предложении:

1) Бледный он лежал на полу держа в правой руке пистолет.

2) Голодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.

3) Дувший со всех сторон ветер иногда усиливался.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки.

2) Словно раненая птица, увлекаемая сильным ветром помчалась наша лодка вдоль берега.

3) На горизонте серебряном от тонкой далёкой пыли дрожали прозрачные струйки воздуха.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Стоял солнечный день, морозный и ясный.

2) По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые как весенний запоздалый снег.

3) Ноги беспрестанно путались в пресыщенной горячим солнцем траве.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленное приложение есть в предложении:

1) Аксинье на руки отдали хохлатого дымчатого селезня единственную «господскую» птицу.

2) На дороге стоял сам Алёхин мужчина лет сорока.

3) На телеге стоит высокий мужик в белой рубахе и в чёрной шапке.

2. Распространённое приложение есть в предложении:

1) Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренно полюбил Лаврецкого.

2) Чаще всего я встречался с дедом корзинщиком.

3) Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.

3. Приложение относится к местоимению в предложении:

1) К нам подошёл Ваня мальчик лет шести.

2) Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края.

3) Все мы пассажиры сидели или лежали на палубе буксирного парохода.

4. Приложение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин…

2) Вдали показалась пристань маленький красный домик.

3) Он близок, близок день свиданья тебя мой друг увижу я.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Вот от лесу, как передовой вестник, понесся свежий ветерок.

2) В воде трепещут красные факелы отражения огней берега и судов.

3) Перед нами вдоль тропы лежал пень, полусгнивший остаток когда-то могучего дуба.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Илюше иногда, как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.

2) Низко плыли первые предшественники непогоды – рваные клочья облаков.

3) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленное обстоятельство есть в предложении:

1) Ключ этот бьёт из расселины берега превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг.

2) Испуганные кони скакали прижав уши, храпя, косясь на раскаты грома.

3) Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.

2. Распространённое обстоятельство есть в предложении:

1) Звёзды нетленно сияли за окном, умножая красоту ночи.

2) Я читал в саду сидя в бабушкином плетёном кресле.

3) В голых окраинных садах сидели на покосившихся скворечниках и сипло посвистывали отогреваясь скворцы.

3. Слово, к которому относится распространённое обстоятельство, правильно указано в предложении:

1) В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старуха вязала чулок.

2) Воротясь домой, она тотчас ушла в свою комнату.

3) Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов.

4. Распространённое обстоятельство стоит после слова, к которому оно относится, в предложении:

1) День был жаркий светлый лучезарный несмотря на перепадавшие дождики.

2) Проглянет солнце ярко озаряя и лес и степь и старую усадьбу.

3) Носясь меж дымных облаков он любит бури роковые, и пену рек, и шум дубров.

1) Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги.

2) Погнавшись за проезжающими, Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево.

3) В морской дали, приглядевшись можно различить очертания островов.

1) Она сидела на стуле возле окна, отвернувшись и почти спрятав голову.

2) Холодный ветер дул не переставая.

3) Весеннее солнце, обогнув положенный путь садилось в юную степь за длинными холмами.

Обведите номера правильных ответов.

1. Уточняющий член есть в предложении:

1) Потом надев сапоги накинув на плечи поддевку и не застёгивая ворота рубахи он выходит на крыльцо.

2) Вправо от дома на берегу пруда раскинулся огромный парк.

3) Она вошла с мороза бодрая зарумянившаяся …

2. Уточняющее обстоятельство есть в предложении:

1) Я вставал рано, с рассветом, и тотчас принимался за работу.

2) В воздухе изредка появлялись «белые комары», то есть снежинки.

3) Внизу, у самой реки, горел огонь.

3. Уточняющее дополнение есть в предложении:

1) Ехали только днём, во избежание всяких дорожных случайностей.

2) Ничего не было видно, кроме волн, летевших из мрака.

3) Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме горело несколько ярко-красных огней.

4. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков широко расстилались перед ними.

2) После двухдневного ненастья или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время.

3) Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В конце августа по большой ущелистой дороге, между Дуванской и Бахчисараем, шагом, еле двигаясь ехала офицерская тележка.

2) В повозке, спереди, на корточках, сидел денщик в нанковом сюртуке и сделавшейся совершенно мягкой бывшей офицерской фуражке.

3) На повозке, впереди всех сидел боком бородач в шляпе и, локтем придерживая кнутовище, связывал кнут.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Он заставил её ходить на задних лапах, изображал из неё колокол, то есть сильно дёргал её за хвост.

2) Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел в темнице, то есть в глубокой яме.

3) Туча осталась теперь справа, а впереди, в жёлтом море хлеба был виден маленький островок леса.

Обведите номера правильных ответов.

1. Однородные члены есть в предложении:

1) Обильно перемешанная с избитой измолоченной соломой обнажившаяся и размокшая лежала земля.

2) Лошади загнанные тяжело хрипели шли шагом и только вздрагивали от кнута.

3) После ужина в местном незатейливом ресторане мы трое друзей решили прогуляться по тихим вечерним улицам.

2. Однородные дополнения есть в предложении:

1) Я люблю просёлочные дороги тихо плетущуюся лошадёнку наивный разговор ямщика.

2) Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье.

3) Иван Дмитриевич рисует себе осень с дождями с холодными ветрами и с бабьим летом.

3. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Чёрные, как уголь, скворцы давно поселились на высокой раскидистой берёзе.

2) На восточной стороне неба всплыла длинная, туманная полоса.

3) С востока неслись не то низкие, чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.

4. Союз и соединяет однородные члены в предложении:

1) Над мостом уже пролетели два неприятельских ядра и на мосту была давка.

2) Было тихо и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля.

3) В одном месте крутой бок возвышений воздымался выше прочих и весь убирался в зелень столпившихся густо деревьев.

5. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:

1) Река то верная своим высоким берегам давала вместе с ними углы по всему пространству то иногда уходила от них прочь.

2) Отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглой.

3) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.

3) Звуки и запахи, тучи и люди были странно красивы.

7. Обобщающее слово выделено в предложении:

1) Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

2) Гости говорили о многих приятных и интересных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице …

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Тут было всё вместе – и клён, и груша, и низкорослый ракитник, и берёзка, и ель …

2) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот происходили шумные разговоры.

3) И утёсы и море, и горы и берег – всё это приняло одну общую окраску.

9. Обособленный член есть в предложении:

1) Я сидел в берёзовой роще осенью около половины сентября.

2) С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.

3) Внутренность рощи влажной от дождя беспрестанно изменялась.

10. Обособленное определение является несогласованным в предложении:

1) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу.

2) У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.

3) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Этот одноэтажный дом вытянулся во двор, заросший дёрном чистый и пустынный, с колодцем среди него, под крышей на двух деревянных столбиках.

2) Три окна дома, узкие и прорезанные арками были высоко над землёй.

3) На парне были штаны, закатанные выше колен и выпущенная поверх штанов рубаха.

12. Обособленное приложение есть в предложении:

1) На месте отъехавшего грузовика стоял Петр Филиппович наш бургомистр.

2) Два молодых человека студент и офицер были одних лет и оба красивы.

3) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.

13. Уточняющий член есть в предложении:

1) Запах палого листа и дыма висел над садами то усиливаясь то ослабевая.

2) Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.

3) Внизу у подножия сосен уже темно и глухо.

14. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

2) Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.

3) Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней.

Продолжите предложение.

1. Обращение в устной речи служит для …

Обведите номера правильных ответов.

2. Обращение есть в предложении:

1) Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.

2) Здравствуй город родной и любимый!

3) Этот город родной и любимый.

3. Выделенное слово является обращением в предложении:

1) Полно степь моя спать беспробудно.

2) Учи меня соловушка искусству своему.

3) Прекрасны вы поля земли родной …

4. Обращение является распространённым в предложении:

1) Колокольчик среброзвонный ты поёшь?

2) Отвори мне страж заоблачный голубые двери дня.

3) Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

2) Отколе, умная, бредёшь ты голова?

3) Не прав твой, о, небо, святой приговор.

6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Что ты, поникла, зелёная ивушка?

2) Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.

3) Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман.

Продолжите предложение.

1. Вводные слова имеют значения: …

Обведите номера правильных ответов .

2. Вводное слово есть в предложении:

1) Тут делать нечего друзья поцеловались.

2) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай следовательно не жаловалась на его присутствие

3) Признаться я не очень обрадовался его предложению.

3. Выделенное слово является вводным в предложении:

1) Он может вернётся домой.

2) Он может остаться дома.

3) Видно ты давно не был здесь.

4. Вводные слова выражают чувства в предложении:

1) Букет был собран должно быть недавно.

2) Я к сожалению должен ещё встретиться с другом.

3) Она вероятно никак не ожидала нас встретить.

5. Вводные слова указывают на источник сообщения:

1) Очевидно он не считает важными ни свои поступки, ни свои доводы.

2) К счастью все мои служебные обязанности в Петербурге были уже окончены.

3) По его словам мы все должны были поучаствовать в этих соревнованиях.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Она, видно только что проснулась.

2) Весна, считай, уже наступила.

3) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.

Обведите номера правильных ответов.

1. Вставная конструкция есть в предложении:

1) Малолетний сынок то смотрел как ловят рыбу сёстры ему самому ещё не позволяли то играл около матери.

2) Лошадёнка его к истинному моему удивлению бежала недурно.

3) Когда я стану умирать и, верь, тебе недолго ждать ты перенесть меня вели в наш сад.

2. Выделенные слова являются вставной конструкцией в предложении:

1) По утреннему холодку бодрым, спорым шагом мы отмахали километров восемнадцать

2) Крупные, красивые птицы их всего было тринадцать летели треугольником.

3) Пожарная команда по условиям местности подъехать близко к пожару не могла.

3. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Снизу от реки, её шум ещё не был слышен, выползал туман.

2) Однажды – это было в 1900 году – я бродил по тайге.

3) Ястреб (я теперь мог его хорошо рассмотреть) подтянул зверька к ольховнику.

4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.

2) Очевидно, эти камни когда-то отвалились от каменного гребня на вершине горы.

3) Лучший подсказчик в гимназии – к тому же француз – Регаме учился в нашем классе.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В самом деле, пора уже успокоиться.

2) Весна (считай) уже наступила.

3) Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В воздухе было тепло и так тихо, что, казалось, ни одна травка, ни одно облачко не шевелились.

2) Во-первых, больная действительно находилась в отчаянии, во-вторых я сам чувствовал сильное к ней расположение.

3) Куль муки продавался (и то самым тайным образом) за двадцать пять рублей.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обращение есть в предложении:

1) Послушайте, отчего вы его не прогоните?

2) Николай Степаныч позвольте мне поговорить с вами о театре!

3) Опять я ваш о юные друзья.

2. Вводные слова есть в предложении:

1) Детям по причине малолетства не определили никаких должностей.

2) Судя по запаху где-то поблизости находилась ферма.

3) Володя к великой радости бабушки выказывает необыкновенные познания.

3. Выделенные слова являются обращениями в предложении:

1) Знаете ли вы например, какое наслаждение слушать его голос?

2) Ты матушка чай тоже не бедна.

3) Наташа представьте себе давно уже приехала.

4. Выделенные слова являются вводными в предложении:

1) Лицо и всё сложение Лукашки несмотря на угловатость молодости выражали большую физическую и нравственную силу.

2) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.

3) Кажется кто-то идёт за мной.

1) Идёт такой зверёк, положим, по лесу, увидал птичку, поймал и съел.

2) Каковы бы ни были тайные намерения Дубровского (мы их узнаём после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного.

3) Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соответствует его специальности.

3) Но – к великой моей досаде – Швабрин, обычно снисходительный, решительно заявил, что песня моя нехороша.

1. Продолжите предложение:

Прямая речь – это речь …

Обведите номера правильных ответов.

2. Предложением с прямой речью является предложение:

1) Ах! Нет, надеждами я мало избалован.

3) Сёстры решили сказать Михаилу что после завтрака идут гулять одни.

3. Предложением с косвенной речью является предложение:

1) Папа говорил что мы будем жить у бабушки.

2) Тогда профессор в очках равнодушно обратился ко мне приглашая отвечать на вопрос.

3) Всё в порядке можно выходить сказал Гаврик.

4. Схема «П», - а. соответствует предложению:

1) Одна из слушательниц задала вопрос а не могли бы вы объяснить что хотели сказать этим произведением.

2) Василиса Егоровна – прехрабрая дама заметил важно может это засвидетельствовать

3) Мы ещё об этом подумаем и потолкуем отвечал генерал.

5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) «Уехала ль Марья Ивановна», - спросил я с сердечным трепетом.

2) «Куда вы?» - сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.

3) «Не успела, - ответил Иван Игнатьич,- дорога в Оренбург отрезана.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Цветы-то надо полить, - сказала мать, пощупав землю в горшках с цветами на окнах.

2) «Пора идти, - сказал, вставая, Коля.- Тут кругом болота. Будет туман».

3) «Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть!»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...